Для того, чтобы самой лучше запомнить, хочу поделиться с вами восемью ступенями йоги, которые сформулировал мудрец Патанджали.
На курсе преподавателей в Академии Йоги я впервые узнала о цели йоги (честно говоря, никогда об этом не задумывалась, воспринимая йогу больше как физические упражнения).
Так вот, она состоит в том, чтобы научиться останавливать колебания сознания, или на санскрите - «Чита вритти ниродха».
И достичь ее мы можем, следуя 8 частям или «конечностям» йоги.
I ступень - ЯМА
Она формулирует нормы поведения йога по отношению к другим людям, и состоит из Ахимсы - ненасилия, Сатьи - правдивости, Астеи - неворовства, Брахмачарьи - воздержания и Апариграхи - нестяжательства.
II ступень - НИЯМА
Указывает на правила, направленные на самого йога. Это Шауча - чистота, Сантоша - удовлетворенность, Тапас - самодисциплина, Свадхьяя - самоизучение и Ишвара Пранидхана - посвящение себя и всех своих поступков всевышнему.
III ступень - АСАНА
С этим понятием мы знакомимся на самом первом классе йоги)
Асана - это определенное положение тела, поза. Асана должна быть "стхира сукхасана" - устойчивой и комфортной.
IV ступень - ПРАНАЯМА
С санскрита слово "прана" переводится как жизненная сила, а "яма" - обрести контроль.
Пранаяма - это управление жизненной энергией с помощью дыхательных упражнений.
Полный цикл дыхания состоит из четырёх частей: пурака - вдох, кумбхака - задержка, речака - выдох, шуньяка - задержка после выдоха. Существует большое количество видов пранаям, их рекомендуют изучать с наставником.
V ступень - ПРАТЬЯХАРА
Этот термин состоит из двух слов — «прати» - противоположное и «ахара»- то, что принимается внутрь.
Пратьяхара обозначает контроль над чувствами, отвлечение от чувственных объектов и направление внимания внутрь себя, осознание своих истинных желаний.
Свами Вивекананда говорил: «Изначально неспокойный ум неистовствует, когда он напоён вином желаний. Он впадает в гордыню, когда его жалит скорпион ревности к успехам других».
Пратьяхара призвана остановить противодействие чувств и взять их под волевой контроль сознания.
VI ступень - ДХАРАНА
Концентрация и сосредоточение.
Дхарана - это длительное удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете. Это умение ведет нас к седьмой ступени.
VII ступень - ДХЬЯНА
Созерцание и медитация.
Будда сказал: «Сосредоточенный ум видит вещи такими, каковы они есть в действительности».
Если долго размышлять над каким-то конкретным объектом, рассматривая его со всех сторон, то рано или поздно обязательно наступит такой миг, когда мысли приобретут совершенно иное качество - начнется процесс рождения собственных знаний об этом объекте.
VIII ступень - САМАДХИ
Самореализация, экстаз.
Переводится с санскрита как «погружение, собирание», буквально «зафиксировать, закрепить, направить на что-то внимание».
Самадхи - это состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами.
Самадхи — высшая цель жизни многих йогов.
Пайлот Баба говорит: «Самадхи – это выход из всего. Вы – сами в себе, но вы космос и вы ничто. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают. Все время становится настоящим – нет прошлого, нет будущего, вы просто есть».
Таким образом Самадхи, восьмая завершающая ступень йоги, - это просветление или нирвана.
По моему, достойная цель для занятий йогой, как думаете?)